Вашему ребенку год или полтора или уже два. Занимаетесь ли Вы с ним лепкой из пластилина? Многие родители ответят: «Еще рано лепить из пластилина!», и совершенно напрасно. Для малышей лепка из пластилина
очень полезное и интересное занятие. Лепка из пластилина развивает
ручки малыша и расширяет его представления об окружающем мире.
Сейчас существуют безопасные виды для лепки из пластилина и пасты
(например, пластилин и паста фирмы JOVI). Они сделаны на растительной
основе, без вредных добавок. Они очень мягкие, пластичные, не пачкают
руки. Если Ваш юный ваятель украсил мебель, ковер или собственную
шевелюру, пластилин легко отделяется от ворса и волос не оставляя
жирных пятен. А остатки легко смываются теплой водой. Именно такими
материалами можно заниматься с годовалым малышом. Конечно, оставлять
ребенка с пластилином один на один не следует.
Пока ребёнок у вас один, играть с ним можно во что угодно - пирамидки,
мозаика, конструктор, мячик, машинки, куклы, можно почитать книжку или
просто побегать. Но когда в доме появляется младенец, оказывается, что
большинство привычных занятий и развлечений организовать почти
невозможно. Книжки грудничок тащит в рот, постройки из конструктора
ломает, мозаику может проглотить, а самой желанной для него всегда
является именно та игрушка, которую облюбовали для себя старший брат
или сестра. Особенно тяжело приходится мамам погодок или деток с
маленькой (до 3-4 лет) разницей в возрасте.
Выход из этой ситуации - ролевые и подвижные игры, то
есть минимум предметов-аксессуаров и максимум действия. Вот несколько
игр, в которые одновременно можно играть с малышом 2-4 лет и крохой от
0 до 2 лет.
«...Но девочка прогнала ту женщину и не помогла ей. А ночью из
стены высунулась черная-черная рука и утащила девочку...» Эту жуткую
историю, а также не менее зловещие про белый рояль, диван-вампира и
оживших покойников сейчас с упоением декламирует третий класс моей
дочери.
Истории вызывают у меня ностальгию — по пионерскому лагерю, где,
дико боясь, ровно то же самое мы рассказывали друг другу в темноте
палаты. Летняя жизнь в лагере была хороша тем, что она не походила на
школьную, в ней можно было познакомиться с новыми друзьями, научиться
выжигать по дереву, играть в волейбол и жечь костры, прятать хлеб под
матрасом и мазать пастой мальчишек. Правда, были у нее и неприятные
стороны вроде деревянных туалетов на улице, холодной воды в
умывальниках, тоски по родителям и унылой столовской еды. Но выбора не
было, и тех, у кого не было бабушек-на-дачах, родители неизменно
отправляли в бесплатный профкомовский лагерь.
Информацию о том, как развивается ребенок от года до двух, двух с
половиной лет, получить довольно трудно. Она во многом уже вне
компетенции педиатра, а психологи чаще начинают работать с детьми после
трех лет. Да и в литературе этот период описан крайне скупо - особенно
по сравнению с первым годом жизни ребенка.
У некоторых родителей создается впечатление, что их
вели, вели за руку - и вдруг бросили на полпути. Кажется, что год - это
тот рубеж, после которого должно стать легче. Но легче не становится.
Малыш день ото дня меняется едва ли не сильнее, чем на первом году
жизни, он умеет ходить, но взывать к его сознательности еще рано. И это
еще как минимум на год.
Итак, несколько месяцев назад ваш ребенок из
горизонтального положения перешел в вертикальное. Глядя на него сверху
нам сложно понять, насколько видоизменился для него мир, когда он
оторвал свои руки от пола, какие возможности перед ним открылись.
Активность малыша увеличилась многократно, и такой же активности он
требует от нас.