Сластолюбивый страховой агент Уолтер Нефф отправляется продлить полис на машину некоему мистеру Дитрихсону. В его доме он встречается с миссис Дитрихсон и мгновенно воспламеняется. Далее, как и во всех «черных» фильмах, красотка делает Уолтеру предложение, от которого он не может отказаться и… совершает первый шаг в объятия Смерти.
Информация о фильме: Название: Двойная страховка Оригинальное название: Double Indemnity Год выпуска: 1944 Жанр: фильм-нуар, триллер, драма, криминал Режиссер: Билли Уайлдер В ролях: Фред МакМюррэй, Барбара Стэнвик, Эдвард Дж. Робинсон, Портер Холл, Жан Хезер, Том Пауэрс, Байрон Барр, Ричард Гейнс, Фортунио Бонанова, Джон Филлибер
IMDB рейтинг: 8.5/10 (63 564 голосов)
Включён в 1992 году в Национальный регистр фильмов.
Оскар, 1945 год Номинации (7): * Лучший фильм * Лучшая женская роль (Барбара Стэнвик) * Лучший режиссер (Билли Уайлдер) * Лучший адаптированный сценарий * Лучшая работа оператора (ч/б фильмы) * Лучший звук * Лучший саундтрек для драматических/комедийных картин
[spoiler=Знаете ли вы, что...]* Производственный период: 27 сентября — 24 ноября 1943. * В сценарии главного героя звали Уолтером Нессом. Однако Уайлдер вовремя узнал, что в Беверли Хиллс живет настоящий страховой агент по имени Уолтер Несс. Чтобы избежать обвинений в клевете, имя героя изменили на Уолтера Неффа. * После убийства Уолтер и Филлис долго не могут завести автомобиль. Уайлдер добавил эту сцену после того, как его собственный автомобиль не заводился в течение всего дня. * У Билли Уайлдера было крайне мало времени, чтобы найти исполнителя на главную роль. Но один за другим многие голливудские актеры (например, Джордж Рэфт) отвечали ему отказом. Согласился лишь Фрэд МакМюррей — частично потому, что давно хотел избавиться от надоевшего амплуа комедийного исполнителя. * Из всех актеров, к которым обращался Уайлдер, роль Уолтера захотел сыграть только Дик Пауэлл. Но он был связан контрактом с другой компанией, которая отказалась отпустить его. Взбешенный Пауэлл разорвал контракт, но было поздно — роль уже ушла к МакМюррею. * На роль Филлис режиссер хотел только Барбару Стэнуик. Однако она сильно сомневалась, стоит ли ей играть безжалостную стерву. Тогда Уайлдер спросил ее: «Вы мышь или актриса?» * В одной из сцен Нефф и Кейс выходят в прихожую и продолжают разговор в коридоре. Нефф придерживает рукой приоткрытую дверь, за которой в этот момент прячется Филлис. Однако по всем законам пожарной безопасности в таком здании дверь не может открываться наружу — только вовнутрь. * Билли Уайлдер заставил Барбару Стэнуик носить весь фильм белый парик. Позже он решил, что парик смотрится плохо, ненатурально, но переделывать что-либо было уже поздно. И в интервью Уайлдер заявлял, что он специально сделал так, чтобы парик на Стэнуик смотрелся плохо. А продюсер Бадди ДеСильва, намекая на парик, съязвил: «Мы наняли Барбару Стэнуик, а получили Джорджа Вашингтона». * В сцене, когда Нефф целует Филлис, можно заметить у него на пальце обручальное кольцо. Дело в том, что МакМюррей был женат и давно уже привык не обращать внимания на кольцо. * Сценарий Уайлдер писал вместе со знаменитым автором детективов Рэймондом Чэндлером. Они с трудом ладили друг с другом, часто ссорились, и однажды Чэндлер хлопнул дверью и ушел, заявив, что вернется лишь тогда, когда будут выполнены его требования. Требования выполнили, и он вернулся. * Уайлдер пригласил Чэндлера в соавторы, так как был восхищен его романом «Большой сон». Он был разочарован, когда выяснилось, что Чэндлер замкнут, вечно пьян, дымит, как паровоз, не способен придумывать зубодробительные диалоги и, к тому же, как заявлял Уайлдер, все пытался протащить в сценарий свою сексуальную неудовлетворенность. Это была первая попытка Чэндлера поработать для кино. * Мистер Дитрихсон, муж Филлис, работает в нефтяной компании. Это придумка Чэндлера, который сам некоторое время работал «нефтяником». * Вначале Билли Уайлдер планировал закончить фильм сценой, где Кейс наблюдает, как Неффа отправляют в газовую камеру. * Другим финальным аккордом могла стать сцена, где Кейс в отчаянии наблюдает, как Неффа хватает полиция. Однако Уайлдер решил, что отчаяние Кейса можно будет объяснить, только если Нефф умрет у него на руках. * Джордж Рэфт готов был сыграть роль Неффа только при одном условии — если бы в финале вдруг выяснилось, что его герой — агент ФБР, который загоняет в ловушку Филлис Дитрихсон. Требование было абсурдным; Уайлдеру пришлось отказаться от кандидатуры Рэфта. [/spoiler]
Сергей Кудрявцев Мелодраматический триллер
Вообще-то эту ленту принято относить к классике жанра «чёрного фильма» (термин употребляется именно на французский манер — film noir), ставшего в кино развитием стилистики «чёрного романа», которая сформировалась в американской детективной литературе в 30-е годы. Фактически же и автор экранизированной новеллы Джеймс М. Кейн, и один из сценаристов картины, известный писатель Рэймонд Чэндлер (кстати, он практически не мог найти общий язык с режиссёром Билли Уайлдером, и их работа над сценарием велась в весьма ожесточённых спорах), принадлежат к создателям триллеров. И в отличие от прежних детективов, повествование в триллерах концентрируется в большей степени на образах преступников и их жертв, а вместо типичного вопроса «кто убил?» (whodunit — как пишут для краткости американцы) оказываются куда значимее мотивы, обстоятельства и атмосфера совершения преступления.
Вот и «Двойная страховка» сразу же начинается с добровольного признания человека, который оказался причастным к убийству. Страховой агент Уолтер Нефф, будучи уже раненым, врывается в свой офис и записывает для собственного друга Бартона Киза рассказ обо всём, что случилось с ним до этого. А своеобразным свидетелем (не только слыша, но и видя происходящее на экране) становится каждый из зрителей, узнавая о том, как Нефф, который был прельщён замужней женщиной Филлис Дитриксон, именно под влиянием её коварных замыслов согласился на преступление. Как гласит один из афористичных слоганов ленты — «не поцелуешься без убийства!».
Да и её название имеет на самом деле два смысла. Денежная страховка должна достаться Филлис после того, как её муж отправится в мир иной. Но криминальные любовники также желают вдвойне подстраховаться перед законом, устраивая гибель мистера Дитриксона. Однако люди лишь предполагают — зато некий рок ими вовсю располагает. Пожалуй, этот мотив особенно присущ «чёрным фильмам» с их подчас гнетущей обстановкой действия, как и то, что многие персонажи вряд ли могут считаться положительными. В картине Уайлдера, наверно, лишён каких-либо пороков только друг главного героя, хотя и он практически сдаёт Уолтера Неффа в финале, вызывая карету скорой помощи. Впрочем, конец литературного произведения и первоначальный снятый вариант самой последней сцены (Киз присутствует на казни друга) были даже мрачнее и безысходнее.
Лента Билли Уайлдера имела большой успех в американском прокате военных лет, превзойдя в пять с лишним раз собственный бюджет. А вот с премиями повезло в меньшей степени: будучи выдвинутой на соискание «Оскара» в семи номинациях, включая главную, она вообще ничего не получила. Запоздалым утешением может служить лишь то, что спустя годы «Двойная страховка» была признана «близкой к идеалу» в своём жанре, удостоилась высокой чести попасть в Национальный регистр фильмов, а в рейтинге современных посетителей базы данных imdb вообще оценена на 8,5 (из 10).
1976/2006
Выпущено: США (Paramount Pictures) Продолжительность: 01:47:55 Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый) Film Prestige и Total DVD, Авторский (одноголосый, закадровый) П.Карцев Субтитры: русские, английские